Метки

, ,


Этот пост из серии «не могу промолчать», так как произошедшие события повергли меня, мягко выражаясь, в некоторое недоумение.


На дочь моей подруги Алену, вышло бюро по трудоустройству, ищущее персонал для весьма крупной российской компании М (назову ее так, а кто ищет, тот всегда найдет), открывшей года 2 назад офис в Гааге. Алена выросла фактически в Голландии (живет здесь с 15 лет), окончила школу, получила высшее образование, работала в паре международных компаний, по роду деятельности курсировала по всему миру, владеет 4 языками. Последние годы работала и жила в одной из стран-соседей, но очень хотела вернуться в Голландию (родители, друзья и т.д.). Собственно говоря, это и подвигло ее пойти на собеседование. Профиль должности ей идеально подходил, да и контора в Гааге — городе, с которым у нее связаны лучшие воспоминания о студенческих годах.
У меня, разумеется, были свои и немаленькие сомнения, когда моя подруга рассказала о намерениях дочери. На одном из русскоязычных форумов в Голландии кто-то высказался об этой компании (вернее, ее гаагском филиале) в том духе, что мол

Если кто в безвыходной ситуации (выселяют из квартиры, денег на еду не хватает) — можете смело туда подаваться.

Это, конечно, не показатель — всякое бывает, ну не получилось у человека любви с работодателем…
Тем не менее, я лично, проработав 12 лет в нескольких голландских компаниях, ни за какие коврижки не пошла бы работать в русскую. Но девушку уж больно привлекала возможность вернуться в Голландию, а других предложений на тот момент не было.

Первое собеседование состоялось в конторе, подбирающей персонал для М. Примечательно, что контора русская. Почему примечательно? А потому, что русскоязычных в Голландии живет относительно мало. Да и большинство квалифицированных специалистов работает или на голландские фирмы, или на международные. Так что, имхо — потребности в таком бюро я не вижу.

Собеседование проходило по-русски и повергло Алену в шок. Сперва, естественно, были заданы вопросы об образовании, расспросили об опыте работы и т.п. А потом была выдана следующая фраза-предупреждение — дескать,

если хотите вписаться в группу, то надо несколько раз в неделю ходить пить с сотрудниками и нормально реагировать на то, если тебя обматерят(!!!).

Это, типа, особенность русского менталитета!

Кто-нибудь мне может объяснить, на что сие похоже?
Я уехала из Москвы в 1998г. До этого трудилась на неплохой для моего возраста должности в крупном московском банке. Но такого не припомню…Да, последние 13 лет я на русские компании не работала.

Так что, могла невзначай не уследить за стремительными изменениями в русском менталитете и «загадочной русской душе«.

Это что, норма?! Хочется надеяться, что нет. Но если это так, то мне очень жаль людей, которые вынуждены по той или иной причине это сносить. Кто-нибудь с таким сталкивался?

Алена, сформировавшаяся как личность именно в Голландии, не из тех, что будет терпеть мат какого-то быдла. Она бы его вежливо размазала бы по столу и ушла бы, хлопнув дверью.
Собственно говоря, для меня лично уже на этом этапе все стало ясно. Но упрямая барышня решила все-таки сходить на собеседование в саму компанию. Их было два. Прошли довольно успешно. Обещали позвонить.

Прошло 2 недели. От М ни ответа, ни привета. Пришлось Алене самой с ними связываться по мейлу, чтобы узнать о результатах. Вообще, как-то некрасиво со стороны работодателя не ответить, как принято, в течении недели.
Результат был отрицательный. Но мотивировка отказа оказалaсь весьма примечательной 🙂
Как правило, пишут довольно нейтральную фразу о том, что из нескольких кандидатов мы выбрали другого, который, на наш взгляд, более соответствует этой должности. У вас не хватает опыта/образования или наоборот, т.е. оvergekwalificeerd (знаешь и умеешь намного больше, чем требуется). Желаем успехов в поисках. тчк.

М же ответил, что у девушки нет опыта работы в русских компаниях, поэтому она не сможет понять русского менталитета (!!!)
Это что за зверь такой?! А?
Я даже как-то разволновалась, т.к. догадываюсь, что я его тоже не всегда могу понять. И вообще, отличается русский менталитет от русской души? Последнее для меня тоже загадочное понятие.