Метки

, ,


Вообще, стереотипы  о конкретной стране и людях, в ней живущих, – страшная вещь! Они настолько укореняются в мозгах тех, кто в этой стране никогда не бывал или бывал мимолетом, как турист, что выбить их практически невозможно. На слово тебе не поверят, хоть живи ты тут 100 лет и хоть наизнанку вывернись, пытаясь объяснить как обстоят дела на самом деле. А вот дурацкому и претенциозному репортажу СМИ – вполне. Даже не вполне, а просто полное доверие! Как же! По телевизору-то сказали!  Ну или еще поверят соседу по лестничной площадке Пете, который был проездом в Амстердаме и курил травку в кофешопе. Если Петя курил, то и вся страна курит…

Лет 10 назад я привезла впервые  своего голландского мужа в Москву. Ему было интересно все – от мавзолея до Даниловского рынка. Не знаю, как  сейчас на Даниловском рынке, но тогда там торговало довольно много жителей бывших южных республик. Меня всегда забавляло их обращение – если я была в джинсах и куртке, то мне кричали: «Сестра, сестра! Попробуй моего гранатового сока!», а если на мне была надета шуба и темные очки (солнце нещадно палило), то я сразу же превращалась в «синьору». 🙂 🙂

Но это я отвлеклась… Речь идет о стереотипах.

Так вот, заехала с мужем на рынок. Ходим, смотрим, переговариваемся. Один из продавцов услышал иностранную речь и поинтересовался – откуда? Ответ «из Голландии» вызвал моментальную реакцию – а, наркотики и проститутки! Эти слова понял даже мой неговорящий по-русски муж. И ему было очень неприятно. Я про себя, конечно, злорадно подумала – ага, а какого мне каждый раз про водку слушать?

Должна сказать, что когда я 13 лет назад уезжала в Нидерланды, то знала о стране довольно мало. Притом все мои знания ограничивались школьной программой и журналом «Юный художник» , который я с увлечением читала в детстве. Если суммировать  — 80-летняя война, Золотой век, Петр Первый в Голландии, Рембрандт «Ночной дозор», Вермеер и Ван Гог.  То есть у меня был сильно выраженный историческо-художественный ассоциативный ряд . Собственно говоря,  это не удивительно — Нидерланды тогда еще не были особо популярным местом для туристических поездок моих соотечественников. С развитием туризма появились и стереотипы.  Стоит признать, что они  несильно отличаются от представлений других иностранцев об этой стране.

Если обобщить, то:

— легальные наркотики, кофешопы

— тюльпановые поля

— мельницы

— кломпы – деревянные башмаки

— сыр

— велосипеды

— район «Красных фонарей»

— голландцы – высокие блондины с голубыми глазами, экономные до жадности

— высокая степень свободы, которая, зачастую, претит моим соотечественникам ( однополые браки, эвтаназия и пр.)

Frau Antje, Der Spigel, 1994

Frau Antje, Der Spigel, 1994

Одним словом – типичные туристические ярлыки. Притом за каждым из этих ярлыков следует подсознательное обобщение или передергивание: легальные наркотики — практически все курят травку, страна тюльпанов – поля по всей стране, однополые браки – государство стимулирует и пропагандирует гомосексуализм и так далее.

Опровергать все это не буду, так как бессмысленно. Стоит ли говорить о том, что стереотип – не есть правда жизни, что он не (всегда) является отражением действительности и всамделишного положения вещей, а, зачастую, представляет собой зашоренный взгляд на мир, притом, через призму чужого восприятия и личного опыта? Наверное, стоит. Как от них избавиться? Трудно сказать… Думаю, что надо смотреть на мир широко открытыми глазами, воспринимать происходящее положительно, не осуждать, критиковать и сходу развешивать ярлыки, а пытаться разобраться и понять. Тогда и мир вокруг вас станет интереснее и заиграет красками.

Ну и уж поверьте мне на слово – Нидерланды намного больше, чем деревянные башмаки и тюльпаны.

 

P.S. В догонку…

Карикатура вверху была опубликована в 1994 году в немецком журнале «Der Spiegel». Представляет собой пародию на «немецкое лицо» голландской организации молочных продуктов Nederlandse Zuivel Organisatie, так называемую frau Antje, которая с 1961г. представляла вышеназванную организацию на немецком рынке. Целью была реклама голландских молочных продуктов на немецком рынке. За 50 с лишним лет роль frau Antje исполняли разные девушки. Нынешнюю Antje можно увидеть здесь.