Метки

, , , , ,


Со скульптором Амираном Джанашвили мы познакомились в довольно (не)ортодоксальном месте. «Не» пишу в скобках, т.к. в данном случае оба прилагательных были бы верны.

Впервые мы увидели друг друга в синагоге нидерландского города Утрехт, где я проводила семинар.

Большинство из тех, кто живет за пределами Нидерландов, об Утрехте, как правило, никогда не слышали. Тем не менее, это 4 по величине город страны — город с богатейшей историей, красивейшим старым центром с уютными улочками, каналами и ресторанчиками. Самый крупный университет страны находится именно здесь. Да и вообще много чего можно посмотреть. Именно из-за центрального расположения я его и выбрала для проведения семинара. Проблема была найти дешевое помещение, т.к. это существенно повлияло бы на стоимость. Нам повезло — у одного из участников был выход на местную синагогу, которая нам за небольшое пожертвование на ее нужды предоставила в распоряжение большой зал. Огромный плюс еще в том, что синагога находится в старом центре города и добираться до нее легко.

Мы позвонили в дверь. Нам открыл невысокий красивый еврей в полном молитвенном облачении и с молитвенником в руках. Жестом предложил пройти, а сам удалился в молитвенный зал синагоги. Как оказалось позднее,мы его оторвали от молитвы.

Это и был скульптор Амиран Джанашвили.

Через некоторе время Амиран к нам присоединился — угостил чаем, помог повесить экспонаты, подключиться к интернету. А по окончании семинара пригласил к себе в мастерскую. Но пробыли мы у него не долго – я была вымотана после семинара,  да и домой пора было ехать.  Но дала себе слово приехать еще раз. Да и Амиран приглашал заходить.

Случай оказаться еще раз в мастерской  выдался нескоро.

На курсах фотографии, на которых я в то время занималась, нам дали задание сделать небольшой репортаж на вольную тему. Как-то сразу пришла в голову мысль сделать репортаж  об Амиране Джанашвили. Видно, уж больно большое впечатление он на меня произвел год назад:)

Списалась, договорилась о встрече в ателье, которое он делит с двумя другими скульпторами. Как оказалось, мастерская находится в 2 шагах  от буквально родного для меня места  — бывшего здания James Boswell Instituut, куда я 13 лет назад ездила на курсы голландского.

Сам Амиран произвел на меня еще бOльшее впечатление, чем при первой нашей встрече. Теперь времени было достаточно — мы пили красное вино (а как же без этого) и проговорили несколько часов. В промежутках я постоянно щелкала камерой, что, думаю, немало его раздражало. Все никак со светом не могла разобраться.

Амиран Джанашвили, скульптор, Утрехт, Нидерланды

скульптор Амиран Джанашвили, Утрехт, Нидерланды

Говорили о жизни вообще и жизни в Грузии, где он родился, вырос и выучился, о его еврейских корнях и вере, об искусстве и скульптуре в частности. Интересный человек, в чем -то философ, влюбленный в свое дело. Амиран родился и вырос в Тбилиси в 1962. После окончания художественной школы поступил в Академию Художеств. А через 4 года после получения диплома, в 1991 году , когда СССР трещал по швам, и ситуация в Грузии была весьма напряженна, он с женой и месячным ребенком оказался в Нидерландах. Собственно говоря, Нидерланды изначально рассматривались как транзитный пункт. Но жизнь, как говорится, внесла свои коррективы – живет Амиран Джанашвили здесь уже 20 лет и продолжает заниматься любимым делом.

Мастерская, в которой я оказалась, — место чрезвычайно любопытное. Мастерская скульптора ManenburgНаходится она в  одном из сохранившихся бастионов Утрехта, бастионе Manenburg.  Они были построены в 16 веке по приказу Карла V, когда возводили крепостную стену вокруг города. Любопытны названия бастионов – Zonnenburg (Cолнечный), Sterrenburg (Звездный), Manenburg (Лунный). Manenburg расположен по сегоднешним меркам в самом центре города, недалеко от кафе  ‘t Ledig Erf . Мощная кирпичная кладка, тяжелая двустворчтая входная дверь. Входишь и чувствуешь себя в подземелье. Проходишь по мрачному коридору с высоченными потолками, открываешь еще одну дверь и попадаешь буквально в царство света, в сам бастион, вернее, в его бывших внутренний двор. Представьте себе полую внутри башню с застекленным потолком – это мастерская. Для скульптора — идеально — всегда есть естественный свет. Да, насколько я поняла, запас красного вина тоже всегда есть 🙂

В течении целых 50 лет в этой мастерской работал известный голландский скульптор Pieter d’Hont. После его смерти в 1997 году ателье пребывало в течении 4 лет в бесхозном состоянии. Были планы его продать с  условием реставрации и перестройки под аппартаменты. К с частью, разум возобладал — с 2001 года здесь опять ателье скульптуров.

Кстати, скульптор Pieter d’Hont оставил после себя значительное  скульптурное наследие. Его работы можно встретить практически в каждом более-менее крупном городе. Его рукам принадлежат бюсты  Королевы Беатрикс и ее матери принцессы Юлианы, скульптуры Анны Франк, комиссара Мегрэ (кстати, на ее открытие приезжал сам автор – писатель Жорж Сименон), Дика Бруна  — основателя сети магазинов Bruna и многих других. Ну а наибольшую известность ему принесла фигурка Эдиссон, которая олицетворяет престижную музыкальную премию Edison Music Awards. Ее вручают вот уже 50 лет. А названа она так в честь изобретателя фонографа Томаса Эдиссона.  Ее можно сравнить с американской премией Grammy.

В мастерской

Но вернусь к Амирану Джанашвили…  Он предпочитает небольшие формы  и , что касается тематики, довольно разнопланов. Меня привлекают его обнаженные женские фигуры. Они излучают спокойствие и гармонию. Амиран говорит, что у скульптуры не должно быть очевидного фасада — она должна быть интересна со всех сторон. То, что это возможно, подтверждают его работы.В мастерской

Много внимания уделяет еврейской теме.

Танцующий хасид

Танцующий хасид

Вот мне очень нравится танцующий хасид. Поворот туловища, наклон, каблуки — того и гляди пустится в пляс.

А еще вот здесь можно посмотреть несколько коротких видеофрагментов о его работе и работах. Очень интересно!

Мне больше всего нравится вот этот, где Амиран работает над портретом карильониста Moshé Lewkowitz, который, помимо всего прочего, вот уже 25 лет является городским карильонистом Nieuwegein’a. Ой да – он еще дает уроки игры на скрипке. Вдруг кому-нибудь надо…

Амиран работает с камнем, деревом, отливает в бронзе. Его работы находятся во нескольких галлереях страны, успешно прошли несколько выставок. Его работы разъехалисьпо всему миру и находятся в Японии, Израиле, США, Бельгии, Германии, прежнем Советском Союзе и конечно Нидерландах.

А вообще, ну очень советую — сходите как-нибудь в ателье Manenburg. Если не ошибаюсь, оно открыто в Monumentendag для всех. Ну и, конечно, можно просто связаться со скульпторами и договориться о встрече. Они проводят экскурсии для небольших групп. Более подробная информация и здесь. Там же и контактные данные. Сходите – не пожалеете!