Метки
Амиран Джанашвили, Голландия, Нидерланды, Утрехт, Manenburg, скульптор
Со скульптором Амираном Джанашвили мы познакомились в довольно (не)ортодоксальном месте. «Не» пишу в скобках, т.к. в данном случае оба прилагательных были бы верны.
Впервые мы увидели друг друга в синагоге нидерландского города Утрехт, где я проводила семинар.
Большинство из тех, кто живет за пределами Нидерландов, об Утрехте, как правило, никогда не слышали. Тем не менее, это 4 по величине город страны — город с богатейшей историей, красивейшим старым центром с уютными улочками, каналами и ресторанчиками. Самый крупный университет страны находится именно здесь. Да и вообще много чего можно посмотреть. Именно из-за центрального расположения я его и выбрала для проведения семинара. Проблема была найти дешевое помещение, т.к. это существенно повлияло бы на стоимость. Нам повезло — у одного из участников был выход на местную синагогу, которая нам за небольшое пожертвование на ее нужды предоставила в распоряжение большой зал. Огромный плюс еще в том, что синагога находится в старом центре города и добираться до нее легко.
Мы позвонили в дверь. Нам открыл невысокий красивый еврей в полном молитвенном облачении и с молитвенником в руках. Жестом предложил пройти, а сам удалился в молитвенный зал синагоги. Как оказалось позднее,мы его оторвали от молитвы.
Это и был скульптор Амиран Джанашвили.
Через некоторе время Амиран к нам присоединился — угостил чаем, помог повесить экспонаты, подключиться к интернету. А по окончании семинара пригласил к себе в мастерскую. Но пробыли мы у него не долго – я была вымотана после семинара, да и домой пора было ехать. Но дала себе слово приехать еще раз. Да и Амиран приглашал заходить.
Случай оказаться еще раз в мастерской выдался нескоро.
На курсах фотографии, на которых я в то время занималась, нам дали задание сделать небольшой репортаж на вольную тему. Как-то сразу пришла в голову мысль сделать репортаж об Амиране Джанашвили. Видно, уж больно большое впечатление он на меня произвел год назад:)
Списалась, договорилась о встрече в ателье, которое он делит с двумя другими скульпторами. Как оказалось, мастерская находится в 2 шагах от буквально родного для меня места — бывшего здания James Boswell Instituut, куда я 13 лет назад ездила на курсы голландского.
Сам Амиран произвел на меня еще бOльшее впечатление, чем при первой нашей встрече. Теперь времени было достаточно — мы пили красное вино (а как же без этого) и проговорили несколько часов. В промежутках я постоянно щелкала камерой, что, думаю, немало его раздражало. Все никак со светом не могла разобраться.
Говорили о жизни вообще и жизни в Грузии, где он родился, вырос и выучился, о его еврейских корнях и вере, об искусстве и скульптуре в частности. Интересный человек, в чем -то философ, влюбленный в свое дело. Амиран родился и вырос в Тбилиси в 1962. После окончания художественной школы поступил в Академию Художеств. А через 4 года после получения диплома, в 1991 году , когда СССР трещал по швам, и ситуация в Грузии была весьма напряженна, он с женой и месячным ребенком оказался в Нидерландах. Собственно говоря, Нидерланды изначально рассматривались как транзитный пункт. Но жизнь, как говорится, внесла свои коррективы – живет Амиран Джанашвили здесь уже 20 лет и продолжает заниматься любимым делом.
Мастерская, в которой я оказалась, — место чрезвычайно любопытное. Находится она в одном из сохранившихся бастионов Утрехта, бастионе Manenburg. Они были построены в 16 веке по приказу Карла V, когда возводили крепостную стену вокруг города. Любопытны названия бастионов – Zonnenburg (Cолнечный), Sterrenburg (Звездный), Manenburg (Лунный). Manenburg расположен по сегоднешним меркам в самом центре города, недалеко от кафе ‘t Ledig Erf . Мощная кирпичная кладка, тяжелая двустворчтая входная дверь. Входишь и чувствуешь себя в подземелье. Проходишь по мрачному коридору с высоченными потолками, открываешь еще одну дверь и попадаешь буквально в царство света, в сам бастион, вернее, в его бывших внутренний двор. Представьте себе полую внутри башню с застекленным потолком – это мастерская. Для скульптора — идеально — всегда есть естественный свет. Да, насколько я поняла, запас красного вина тоже всегда есть 🙂
В течении целых 50 лет в этой мастерской работал известный голландский скульптор Pieter d’Hont. После его смерти в 1997 году ателье пребывало в течении 4 лет в бесхозном состоянии. Были планы его продать с условием реставрации и перестройки под аппартаменты. К с частью, разум возобладал — с 2001 года здесь опять ателье скульптуров.
Кстати, скульптор Pieter d’Hont оставил после себя значительное скульптурное наследие. Его работы можно встретить практически в каждом более-менее крупном городе. Его рукам принадлежат бюсты Королевы Беатрикс и ее матери принцессы Юлианы, скульптуры Анны Франк, комиссара Мегрэ (кстати, на ее открытие приезжал сам автор – писатель Жорж Сименон), Дика Бруна — основателя сети магазинов Bruna и многих других. Ну а наибольшую известность ему принесла фигурка Эдиссон, которая олицетворяет престижную музыкальную премию Edison Music Awards. Ее вручают вот уже 50 лет. А названа она так в честь изобретателя фонографа Томаса Эдиссона. Ее можно сравнить с американской премией Grammy.
Но вернусь к Амирану Джанашвили… Он предпочитает небольшие формы и , что касается тематики, довольно разнопланов. Меня привлекают его обнаженные женские фигуры. Они излучают спокойствие и гармонию. Амиран говорит, что у скульптуры не должно быть очевидного фасада — она должна быть интересна со всех сторон. То, что это возможно, подтверждают его работы.
Много внимания уделяет еврейской теме.
Вот мне очень нравится танцующий хасид. Поворот туловища, наклон, каблуки — того и гляди пустится в пляс.
А еще вот здесь можно посмотреть несколько коротких видеофрагментов о его работе и работах. Очень интересно!
Мне больше всего нравится вот этот, где Амиран работает над портретом карильониста Moshé Lewkowitz, который, помимо всего прочего, вот уже 25 лет является городским карильонистом Nieuwegein’a. Ой да – он еще дает уроки игры на скрипке. Вдруг кому-нибудь надо…
Амиран работает с камнем, деревом, отливает в бронзе. Его работы находятся во нескольких галлереях страны, успешно прошли несколько выставок. Его работы разъехалисьпо всему миру и находятся в Японии, Израиле, США, Бельгии, Германии, прежнем Советском Союзе и конечно Нидерландах.
А вообще, ну очень советую — сходите как-нибудь в ателье Manenburg. Если не ошибаюсь, оно открыто в Monumentendag для всех. Ну и, конечно, можно просто связаться со скульпторами и договориться о встрече. Они проводят экскурсии для небольших групп. Более подробная информация и здесь. Там же и контактные данные. Сходите – не пожалеете!